22 февраля 2023
Отзывы на лекцию Анатолия Андреевича Дурова «Метафизика души»
Каждый лектор в НИГРА неповторим и ярок, конечно. Анатолий Андреевич и его "Метафизика" отозвались в трех моментах и настолько сильно, что захотелось поделиться : сначала восторг и восхищение от соприкосновения с вселенским мироустройством Булгакова; потом - трогательность и "настоящесть" кружева из историй, воспоминаний, героев... и еще - про инициацию, про книги, духовную пищу еще во время лекции почему-то вспомнила строки из песни Высоцкого:
Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя, —
Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Вороньё и гробы!
Лариса Петренко
########################################################
Миф - это то, что есть?
Миф - это выдумка?
Миф есть любовь!
Если разрушить миф, то ничего не будет!?
Ну, что ж мой филомифус ликует! После лекции Анатолия Андреевича Дурова.
И сплетается с моим группаналитиком, с которым у меня неоднозначные отношения.
В группанализе у нас есть групповая матрица. Групповая матрица - это система отношений, событий жизни, которые влияют на наше поведение и формируют нашу идентичность.
А в филологии есть миф, который как первозданный текст влияет на структуру будущих текстов.
Если между человеком и текстом поставить знак равенства, по-Лотмановски сказать, что человек есть текст, система знаков, которые он создает и которые влияют на него, то можно сказать, что каждый человек создан его мифами, которые сформировались в его детстве.
И это очень интересно для меня, как группаналитика! Посмотреть на то, какие мифы создали людей в группе, какая мифология сложится в группе и сложится ли в результате их групповой работы. И есть ли мифы в группе? Как они влияют на групповую динамику? И можно ли их создать, если их нет, если человек уже давно и безвозвратно взрослый, а не ребёнок?
Для меня миф - это картина из прошлого, которая каждый раз переживается, как настоящее, когда мы смотрим на нее. И потому имеет постоянное влияние на все происходящее с нами по сей день.
Находили ли Вы такие картины в себе самих или членах групп, которые Вы ведете? Я да!
Потому, безусловно, мне было бы интересно поговорить об этом еще, мягко пригласив Анатолия Андреевича на нашу землю группанализа, в открытую дискуссию на тему "Мифов и их влияния на человека и группу".
Ирина Скосырская
########################################################
Отзыв Дурова Анатолия Андреевича:
ВСТРЕЧА В НОВОСИБИРСКОМ ИНСТИТУТЕ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА 18 ФЕВРАЛЯ НА ВЕБИНАРЕ.
ТЕМА: «МЕТАФИЗИКА ДУШИ» АВТОР АНАТОЛИЙ ДУРОВ
Вся «вина» за это событие лежит на великолепной Ольге Павловне Пряхиной, которая все это задумала, организовала и блестяще провела. Каюсь я ей не помогал, а скорее мешал. Простите Ольга Павловна великодушно.
О том, как прошли два лекционного часа, судить не мне. Перейду сразу к вопросам.
Вопрос молодого человека исходил из того то, что у него создалось впечатление, что инициация в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» была неполной. У него прекрасная интуиция. Образ Бездомного, в самом деле, имеет пунктирный характер «где густо - где пусто». Но в общем и целом инициация в романе имеет целостный вид. Инициация, вернее ее характер, зависит от цели. Причем с каждым этапом эти цели могут меняться. И меняются жрецы.
В данном случае их пять. Второй этап - это борьба жрецов за душу Иванушки На одной стороне жрецом является Берлиоз. Его задание - создать адепта, который исповедовал бы небытие – ложь, симулякр. Воланд - борется за бытие – за Правду, он был Бог Правды - Правды- Справедливости. В данном случае у него задача заключается в том, чтобы Бездомный получил правду о мире.
Картина мира с точки зрения Воланда, следующая. Идет вселенская борьба Добра \Бытия –Правды- Света. Со Злом –Небытием - Тьмой – Ариманом. Но в лице Иешуа мир получил адепта Аболютного Добра – «все люди добрые – злых людей нет»- не способного бороться с предательством \обманом доверившегося\. Следовательно, картину мира необходимо было расширить. Должна была появиться Сила Относительного Зла с миссией наказания лжецов и предателей. Эту миссию выполняет Воланд и Ко.
В дальнейшем, должен Бездомный получить Правду о самом себе и у него появились новые жрецы: Стравинский\ лечащий врач\ и Мастер.
Но на этом инициация не кончается. Во сне Иванушка встречает следующего Жреца - верного ученика Иешуа, Левия Матвея и вместе с ним пытается спасти учителя. В этом эпизоде герой обретает самотождественность, верность самому себе, которая обретается в верности другому.
Для М.А.Булгакова признание и утверждение Верности в качестве "предельной ценности" носило глубоко личностный, экзистенциальный характер. Елена Сергеевна Булгакова в своем дневнике сохранила следующее предсмертное высказывание писателя по поводу знаменитой пары древности Филемона и Бавкиды [Овидий 1977: 211-213], доживших в любви и верности, но и в бедности (жилищем для них служил шалаш) до глубокой старости: "1 февраля. Сказал: "Всю жизнь презирал, то есть не презирал, а не понимал... Филемона и Бавкиду... вот теперь понимаю, это только и ценно в жизни" [Булгакова Е. 1990: 291].
Следующий очень интересный вопрос. Скорее не вопрос, а констатация, достаточно глубокая, ситуации современности и актуальности в ней проблемы возвращения к истокам.
Вы молодые люди, а я оказался в похожей ситуации более тридцати лет назад, в конце восьмидесятых, начале девяностых, когда мы все советские люди повисли без опоры. Но большинству подставили в качестве опоры симулякр. Меня Бог миловал, я стал изучать, истоки. Народную культуру, то есть «культуру народов» - «фундаментальную культуру» Тот фундамент, на котором вся культура держится. Сейчас похоже весь мир лишился опоры. И мои наработки оказываются актуальными. Сейчас я собираю все в единое целое. Кстати подобные лекции очень этому помогают.
Я разделяю и не разделяю ваш страх за теперешнее молодое поколение. Дело не в том, что у ни нет деревни в опыте. Я верю, что среди них найдутся гении и в той ситуации, на наш взгляд, безвыходной, придумают свой авариный способ «возвращения домой» в живую культуру. Как это сделал Шукшин в сказке «До третьих петухов». Он нашел способ прорваться к истокам, придумав библиотечный аварийный способ трансляции народной культуры. Он воскресил народных героев Ивана-дурака, Атамана, Ильи Муромца как литературных героев и пустил их в современную жизнь.
Далее хочу дать, целиком и близко к тексту, один из вопросов – размышлений, который поразил своим остроумием и глубиной.
«В начале Вашего повествования, я хотела спросить Вас как Вы относитесь к мифу, как Воланд или, как Берлиоз? К тому что есть или к выдумке. Где-то в середине Вы сказали, что любовь - это миф и я захотела спросить, как Вы относиться к любви: как к выдумке ли, как то, что есть.
Не сейчас, но в будущем, может быть, когда-нибудь, хотелось поработать над темой - как формируется и разрушается миф.»
По четкости и остроумию формулировки видно, что над темой человек долго думал. Великолепная тема. Присоединяюсь.
В одном из последних вопросов возникла то, что называется экзистенциальной темой - разочарование в постмодернизме. У меня есть текст - «Метафизика постмодернизма» в моей книге «Народная культура и становление творческой личности…» - посмотрите.
Теперь хотелось собрать свои впечатления от нашей Встрече на Вебинаре в кучку. Для меня это была ЗНАЧИМАЯ ВСТРЕЧА с людьми не равнодушными. Способными глубоко чувствовать, мыслить, и переживать. Открытыми и остроумными. С впечатляющей школой Восприятия и Рефлексии.
Большое вам всем спасибо и, особенно вашему руководителю Ольге Павловне, за эту ВСТРЕЧУ
########################################################
Я скажу то главное, что я вычленила для себя из всего того многого, что дал нам Анатолий Андреевич.
Это слои идентификации:
- Я для себя
- Другой для меня
- Я для Другого
Нам, специалистам по взаимодействию с группой такой срез дает еще одно описание того, что в группе человек проживает. Что сама группа проживает.
Ольга Пряхина
########################################################
Отзыв: Благодарю за встречу! За возможность с другой стороны посмотреть на знакомое. Соприкоснуться с незнакомым. Анатолий Андреевич говорил о том, что крайне сложно слушать и ещё сложнее понять, но и послевкусие от встречи сложное и раскрывается постепенно, расчищая пространство для запертых переживаний и новых размышлений.
Елена Арбатская
########################################################
Вебинар Анатолия Андреевича Дурова «Метафизика души» погрузил меня в мир воспоминаний и размышлений про свой родной дом, про свою Родину и про то, кто я и от куда. Анатолий Андреевич тронул меня до слез своей искренностью и глубокими личными рассказами из своего жизненного опыта. Жду с нетерпением записи вебинара, чтобы еще раз погрузиться в свои размышления в параллели с рассказом ведущего.
Ольга Шехерева