НИГРА

+7(903)906-27-85 Ольга Пряхина
+7(961)394-20-80 Валентина Оконова
+7 (911) 920-48-46 Лев Савиных
+7(913)539-53-70 Ольга Макарова

31 мая 2021

По следам Вебинара по Оскару Уайльду Портрет Дориана Грея

   

Для понимания глубинных процессов в психике необходимо целостное восприятие причин и последствий.А чтобы стать хорошим психоаналитиком, групповым или индивидуальным, необходимо развивать психоаналитическое мышление и расширять свою картину мира, тренировать объемное виденье. Он должен обладать достаточным уровнем символизации и абстрактного метафорического мышления. В целях развития этих навыков, как мне кажется, 22.05.2021 в НИГРА прошел семинар-обсуждение классического произведения Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея».


Это произведение было очень тонко выбрано ведущим психоаналитиком нашего института Ольгой Пряхиной, так как оно полно символов, метафор, философии и конфликтов внутри героев. Мир, созданный на страницах романа Оскаром Уальдом, и внутренний мир каждого из участников семинара, столкнулись в сотне разных мест.


Как бы я не готовилась, сколько бы не читала рецензий на это произведение, на семинаре я с удивлением и порой восторгом открывала для себя его новые грани. Что можно было и так на это посмотреть? В каком-то смысле, получилось, что у этого романа была осознаваемая часть, это всё то, о чем я размышляла готовясь к семинару, и бессознательная – это то, что ускользнуло от моего восприятия. И вот это бессознательная часть показалась на поверхность через слова других участников. Это здорово, это очень воодушевляет. Жизнь полна приятных открытий, а 22 головы лучше, чем 1-2-3 головы. Дело не в открытии каких-то истин, а в возможности увидеть, как мыслят другие люди, и тем самым обогатить свои способы мышления. Мы делились восприятием и плоская картинка встала со страниц, обрела тот объем и краски, которые невозможно заметить одному. Думаю, даже сам автор, не вложил в Дориана столько граней, сколько все выступившие на семинаре.


Ниже, вы можете прочитать взгляд на роман двух участниц: Ольги Сташкевич и Юлии Чопоровой, а также сами стать участниками семинаров НИГРА, так как они, как правило, открыты для всех желающих приобщиться к загадочному миру психоанализа (следите за расписанием на сайте).


Шилова Оксана

Юлия Чопорова
Размышления после вебинара по мотивам Оскара Уайлда «портрет Дориана Грея»

 

О чем вы думаете когда видите нарцисс?

 

Мне кажется эти цветы белые и желтые так привлекают к себе внимание. Они довольно ранние - приходят весной когда природа зарождается, раньше многих других растений. Нарцисс имеет очень сильный запах и от букета нарциссов часто болит голова. А ещё нарциссы лучше не рвать так как жизнь их очень скоротечна. Мне кажется это всё очень символичным.

 

Что касается нарциссичных личностей мне бы хотелось отойти от демонизации нарциссизма, которая сейчас так активно идёт как часть борьбы за гуманизацию, и посмотреть на дуальность их жизни. По мне нарциссы такие амбивалентные: и слабые и сильные; и беззаботные и такие страдающие; одинокие и жаждущие контакта, но и такие гордые. И наш герой - Дориан Грей, вызывает во мне очень много двояких чувств.

 

Тема мужского нарциссизма вообще хорошо отражена в литературе времён Оскара Уайлда. Так много героев-мужчин были наказаны за себялюбие - вспомним и героя красавицы и чудовище, и Кая снежной королевы, великого Гэтсби, героев Джейн Остин, например, мистер Дарси из «гордости и предубеждения». Любой из этих персонажей вызывает и порицание и сострадание.

 

В романе Уайлда практически нет женских ролей. Дориан опосредованно «убивает» двух своих женщин: мать своим рождением, Сибиллу своими словами. Если рассмотреть отношения Дориана с Сибиллой, то они прошли следующие стадии: вознесение на пьедестал, любование и показ всем того, чем обладаешь ты один, свержение с пьедестала, обвинение жертвы. Все эти стадии прекрасно написанный сценарий нарциссической любви. Любил ли Дориан Сибиллу? Мне кажется, что он был абсолютно в неё влюблён, так как бывает влюблён один только нарцисс. Любовь, как чувство принятия и контакта, недостижима для нарцисса.

 

Дориан всю свою жизнь движется к смерти, помним что жизнь нарциссов так недолга. Вспоминается книга Данте Алигьери «Ад. Чистилище. Рай»: Конечно, в начале романа Дориан виновен в похоти к себе и, скорее всего, к лорду Генри, желание, которое по правилам Данте принесло бы Дориану место во втором круге ада. По мере развития сюжета Дориан совершает все больше и больше отвратительных преступлений. К концу истории Дориан определенно принадлежит к девятому и последнему кругу ада за свои поступки - убийства.

 

 

Ольга Сташкевич
"Портрет Дориана Грея"- что это для меня?

 

Это тот вопрос, который, я думаю, задавал себе не один человек, прочитавший это произведение. Ведь роман стал поводом для общественного скандала и предметом широкого общественного и научного интереса. Его называли философским, мифологическим, психологическим произведением. Экранизировался он более 15 раз.
Так почему произведение обратило так на себя внимание и по сей день так актуально?


На мой взгляд,потому что в нем задето столько вопросов,ровно сколько мы проживаем в жизни. И не зависимо от времени, возраста, пола, социального положения, вероисповедания...Произведение задевает темы творчества, силы искусства, художника как творца, эстетики, морали и этики, человеческих пороков...


И одна из тем которую я бы хотела выделить в своем докладе это - "Портрет Дориана Грея" как проявление телесного и душевного моими глазами. На протяжении всего произведения герои и действия разворачиваются на стыке душевного и телесного человеческого бытия.


БэзилХоллуорд – это талантливый создатель портрета, слуга красоты и морали, трепещущий от невероятного сочетания красоты и чистоты души,встретившиеся ему в Дориане. Он с тревогой следит за жизнью главного героя и упрекает его, пытаясь убедить отказаться от пороков, которые ему так сладостно презентует лорд Генри, который как искуситель, развивает эгоизм и порочность главного героя, поверившего в то, что молодость и красота являются его главными ценностями жизни.


Так, на мой взгляд, Дориан Грей проходит путь катарсиса длиною в жизнь. В романе автор ярко описывает момент осознания Греем начала его собственного пути:"Минут десять Дориан стоял неподвижно, с полуоткрытым ртом и страннымблеском в глазах. Он смутно сознавал, что в нем просыпаются какие-то совсем новые мысли и чувства. Ему казалось, что они пришли не извне, а поднимались из глубины его существа. Да, он чувствовал, что несколько слов, сказанных этим другом Бэзила, сказанных, вероятно, просто так, между прочим, и намеренно парадоксальных, затронули в нем какую-то тайную струну, которой до сих пор не касался никто, и сейчас она трепетала, вибрировала порывистыми толчками. Да, в ранней юности он, Дориан, не понимал некоторых вещей. Сейчас онпонял все. Жизнь вдруг засверкала перед ним жаркими красками. Ему казалось, что он шагает среди бушующего пламени. И как он до сих пор не чувствовал этого?"


Описанный эпизод мной выбран не просто так, он настолько хорошо передают эмоциональную сторону, но мало кто задумывается о том, что в этот момент происходит с телом.


Он напомнил мне процесс, который описывает остеопатия, как нарушение мотильности. По этой теории человек рассматривается с физической точки зрения как многоволновая структура, в которой частота и длина определенных групп волн определяют его органы, структуры, системы и психику. При слаженной работе эти волны, подобно симфоническому оркестру,звучат одним произведением, образуя индивидуальный организм, способный к само регуляциидо тех пор, пока одна из волн или группы волн не будет подвержена максимальным физическим изменениям у данного организма.


Так, последнее очень наглядно продемонстрировано в этом эпизоде с Дорианом, где Лорд попадает в резонанс с определёнными волновыми группами нашего героя,с теми которые уже имели какие-то изменения возможно на фоне детских травм. В свою очередь они,получив дополнительную движущую силу, способны менять ход движения других структур организма в телесном,и психическом проявлении. Так формируются стойкие изменения в человеке, которые в реальности мы наблюдаем в виде опущенной брови, проявившихся пятнах, раковых образований и многое другое что меняется в теле,но также и на психики человека откладываются нарывы, чувства боли и при всем желании спрятать их где-то незамеченными, не приведут к успеху....


А мир, описанный лордом, словно наркотик, затягивает Дориана, формируя в его голове новое видение безнаказанного существования себя в этом мире. Разделив телесное и душевное, портрет становится для Дориана как вожделенный объект, способный спасти его тело от душевных язв. Портрет стал как лакмусовый фильтр общечеловеческой морали и этики. И все симптомы, которые могли разместиться в телесном проявлении в виде спазмов, шрамов, морщин, болей и старости, казалось бы, теперь с такой легкостью могут остаться на холсте с портретом.


А что есть человек без полного ощущения себя как телесного и психического вместе? Тело отражает нашу психику, и эти отражения нужны ей чтобы развиваться и расти, психика наполняет тело своим опытом и дает энергию для жизни, которую наш герой теряет,и лишь тогда, пройдя путь длиною в жизнь,понимает ее неделимость и ценность. И за свое очищение платит самую высокую цену - свою жизнь.


Произведение многогранно и задевает многие темы для размышления, но если бы меня попросили представить этот роман как предмет искусства, то я бы его изобразила бронзовой статуэткой в виде картины с багетом из множества лиц и рук, по две стороны от холста которой было по половине Дориана в прекрасном и ужасном облике.