7 марта 2016
«Кто мать?» К конференции «Родительские фигуры в групповых процессах»
Так велико событие, на котором мы с вами присутствуем, так хороша тема, которую нам предложили к рассмотрению! Спасибо организаторам! И для меня было приятной неожиданностью персональное приглашение, и ниже вам станет понятно, почему меня это так согрело и привело сюда.
Так кто же Мать?Начну с профессионального сообщества - это множество людей, разделяющих социальную практику, организационную структуру, и обладающих общими интересами в рамках одного вида профессиональной деятельности.
На мой взгляд, профессиональное сообщество психологов и психотерапевтов в России, на сегодня, не производит впечатления сильного и влиятельного субьекта в поле социального взаимодействия. У нас профессии психолога – консультанта и практического психолога, тем более группаналитика и психоаналитика, официально не признаны, нет закона о психологическом консультировании, отсутствует единый профессиональный стандарт. Такова ситуации на общегосударственном уровне.
От чего зависит степень консолидации профессионального сообщества, его статус в пространстве социального взаимодействия?- От ряда социокультурных и политико-экономических факторов – это внешние причины. Формирование профессиональных рамок институциональных структур еще не продолжается.
-Так же зависит от процессов внутри самого сообщества. Достаточно низкий уровень сплоченности пси – сообществ и идентификационные трудности можно соотнести с доэдипальным типом функционирования психики и слабым уровнем интегрированности. Доэдипальный социум стабильно востребует доэдипальных терапевтов. В Российской культуре у психотерапии нет положительного поддерживающего мифа, у терапевтов нет культа профессионализма, взращиваемого на уважении друг к другу и гордости за сообщество.
Как известно, доэдипальный тип психической организации предполагает выстраивание диадных отношений во взаимодействии. Иными словами, в позицию матери может быть помещен целый ряд коллективных и индивидуальных субьектов: вуз, сообщество, терапевт, супервизор. А основная задача матери трактуется как обеспечение условий для комфортного потребления. Очень ранний способ отношений.
По такому, потребительскому, типу отношений и вскармливали нас, будущих пси-специалистов. Это я о том, как начинался группанализ в Новосибирске. И не только. Потребность в специалистах великая. Некая высокопотентная мать плодила детей (в Новосибирске - это был выездной курс ВЕИПа, и в результате 21 психоаналитик, это 1999-2001гг). И целая подгруппа из выпускников выезжала в Санкт-Петербург в ВЕИП на курсы повышения квалификации по групповому анализу. Очень сильная группа, почти все практикующие специалисты на сегодня. И это формирующееся сообщество привычно фиксируют на оральном уровне развития, поддерживают застревание на функционально – селективном этапе идентификации. Привычные отношения: приезжающая из центра авторитетная кормящая грудь, ты – вечный ученик, без возможности вырасти в коллегу. Так мы начинали. В этом болезненность опыта.
"Кого я считаю матерью?" Этот вопрос, неосознанно, звучит у каждого, когда он приходит в группу. Это самый главный вопрос.Если представить себе образно, то это ощущение руки сзади тебя, которая не подталкивает, даже не прикасается к тебе, но ты знаешь, что она там есть. Она за твоей спиной, и как бы следует за тобой. А ты тянешься за новым ощущением впереди тебя, к той протянутой руке, отцовской. Это позитивный образ роста.Сейчас я вспомню другой период времени, 2006 год, когда на тренинговом, обучающем курсе по группанализу в Санкт-Петербурге, организаторы IGA и ОГРА, проходила первая большая группа. Объединение в группы – это всегда эволюция. Я сейчас вспомню о тех ощущения из своей статьи того времени:
«В назначенный час мы собрались все в одной комнате и сели вдоль стен, создавая круг. Но он не был круглым, и всех видеть было невозможно. Надо было высовываться, чтобы увидеть заговорившего.Я давно не бывала в местах с такой концентрацией тревоги! Ощущение чуждости и угрозы. Как в родильном отделении, где все кричат, и не понимают друг друга. И за этим хаосом звуков и чувств один вопрос – «Чьи вы? Ты чей?» Помните детскую песенку: « Эй, ручей, чей ты, чей? Я – от солнца и лучей…»Это очень важный вопрос, когда я – один из многих в этой группе. Я чей? Кто она, моя мать? Она тебя помнит, узнает, признает? Я ее найду? Это признание дает тебе ощущение принятия, поддержки.И еще скажу о матери, как о личности, группе, сообществе. Кто она, в смысле какая? И вот здесь хочется говорить об общечеловеческих, светских ценностях, этике, морали. И хочется верить, что мы все помним про заповедь психоанализа, которая не позволяет судить другого и принимать за него решения. Просто с ней должно хотеться становиться лучше самого себя сегодня. И очень ценить, уважать, заботиться о тех, кто рядом. Ведь только с ними возможно это.
Огромная благодарность нашим преподавателям, всему сообществу ОГРА, IGA, EGATIN.
После этого курса, в 2012 году, мы учредили Новосибирский Институт Группового Анализа. И в 2013 году был первый набор на Вводный Курс в двух городах: Новосибирск и Элиста.
А вот еще одно время, и еще одна группа. 2014 -2015гг, обучающий Супервизионный курс, организаторы IGA и ОГРА. Думаю, этот Курс протоптал тропинку к нашей встрече сегодня.Моя искренняя благодарность всем участникам этого курса.Это все этапы развития, и сейчас, имея такой багаж возможностей, и географическая отдаленность уже не является сдерживающим фактором, я не представляю себя в рамках только своего региона.Конечно, у нас у всех есть свой ближний круг, с которым мы можем и хотим общаться, работать.Как велико то сообщество? У нас в Новосибирском Институте Группового Анализа учатся студенты из Сибирского, Дальневосточного, Южного региона России, из Москвы. А преподаватели приезжают из городов России, Англии, Франции.
Обозначу задачи:- Каков путь развития сообщества?- Главное - это преодоление различий?- Через взаимодействие? Ведь людям приятно и полезно общаться. И группа - это единство многообразий.- В чем наша ответственность? С точки зрения будущего – это то, что мы можем сделать. Сейчас ничего не решается внутри одной страны, одного сообщества.- И должно же быть какое-то позитивное, объединяющее начало?На данном этапе, дальнейшее наше развитие в объединении, в облегчении границ: государственных, языковых, культуральных. Одним из препятствий этого является проблема во времени. Кто-то из нас живет еще в 20, кто-то в 21 веке. Разрыв во времени обрекает на не понимание. Если говорить о нашем обществе, те, кто живут в более раннем времени, (то есть отстают) там продолжают воевать и убивать. Морально, либо физически. Гонимые параноидно-шизоиздыми тревогами. Мы, люди, наиболее всех существ, приспособлены к сотрудничеству. И не можем договориться.
При том, что сейчас время, когда в одну минуту можно обратиться к огромной аудитории, используя интернет. Наши границы проницаемы. Но и здесь, ощущаются сепаративные тревоги, и вмешивается коммерциализация, и бюрократия – пароли, отчеты, завышенные требования по росту тренингового статуса. Я говорю о том, что в наших группаналитических сообществах ни все благополучно.
В чем я вижу возможность дальнейшего развития группаналитического сообщества? Здесь, на конференции, наши родители – представители островного и континентального группанализа.
А мы знаем, родители могут научить детей любить друг друга. Нам надо научиться этому. Как это взрастить?
Из опыта:- Ч. Дарвин писал о борьбе за существование. И что вместо борьбы, появляется содействие (кооперация), ведущая к такому развитию умственных способностей и нравственных качеств, которое обеспечивает данному виду наилучшие шансы жизни и распространения.- Петр А. Кропоткин выделяет основы человеческой нравственности. Он видел их проявления в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а их истоки — в инстинкте взаимопомощи и взаимной зависимости людей. - З. Фоулкс «Здоровый организм функционирует, как целое и может быть охарактеризован как система в динамическом равновесии…он постоянно должен приспосабливаться к вечно меняющимся обстоятельствам и условиям окружающей среды, в которых он живет» Ведь социальное пронизывает индивида насквозь.- З. Фрейд говорит о зависти – это определенное отношение недостаточности у себя к достаточности другого. «Люди сильны, - писал Фрейд в 1914 году, - пока они защищают сильную идею, они становятся беспомощными, оказывая ей сопротивление».
В чем наша идея?Перед пси-сообществами открылись новые горизонты практического приложения накопленного в клинической практике психологического знания. В качестве фундаментальной метапсихологической теории психоанализ продолжает выходить на новый уровень прикладного применения, прорывается к опыту прямой интервенции в трансперсональную структуру бессознательного и к новым формам его концептуального обобщения. Психоаналитик теперь, как писал Фрейд, должен изменить свой облик и, решая новые задачи, предстать перед публикой в образе своеобразного «светского священника», а само психоаналитическое сообщество, решая уже чисто культуральные задачи, должно трансформироваться в некое подобие Армии спасения. Фрейд четко обозначил свою новую позицию: «Я говорил вам, что психоанализ начался как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он нам дает, в том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности». К более широкому его применению.
И группанализ в себе это все воплощает.На данный момент в обучающей программе Новосибирского Института Группового Анализа задействовано два курса. Это Вводный Курс, было три выпуска и идет обучение четвертого набора. И мы начали первый год обучения студентов Продвинутого Курса, где они уже работают в супервизионных группах.
И сейчас я вижу огромную заинтересованность наших студентов НИГРА прикладывать свои знания, навыки, с первых шагов, в работе с организациями, в образовании с группами взрослых и детей.
И, в заключение, хочу вернуться к моей теме, уже со стороны матери. И хочу сказать, что индивидуальное приглашение на эту конференцию мы восприняли как признание Новосибирского Института Группового Анализа. И это позволяет нам сотрудничать, взаимодействовать, развиваться. В широком поле группаналитического сообщества.
Два дня мы с вами прожили вместе в рамках этого события. Надеюсь, после этого родится много новых проектов, встреч. Мы станем дружелюбнее, будем поддерживать и гордиться друг другом. Мы вас приглашаем под наш зонтик НИГРА, на совместные проекты.Спасибо всем.
Литература:
Фрейд "Проблема дилетантского психоанализа. Дискуссия с Посторонним" (1926),
- З.Фрейд "Неудовлетворенность культурой" (1930)
- П.А. Кропоткина «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1902)
- В. Медведев «ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ - ГЛОБАЛЬНАЯ МИССИЯ И РОССИЙСКАЯ СУДЬБА» (2012)
- S.H.Foulkes “Therapeutic Group Analysis” (1964)
- А. Е. Булычева «Психоаналитический взгляд на развитие профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в России» (2015)