18 сентября 2020
Шаттловый анализ
Второй поток НИГрА собрался в Новосибирске на первый свой модуль в феврале 2020 г., в аккурат перед грянувшей пандемией короновируса. Последовавший режим самоизоляции обрушил образовательный процесс на всех уровнях. Но только не у нас. Всю самую острую фазу пандемии мы, как и было запланировано, систематически собирались онлайн, а в конце июля съехались на второй модуль из разных городов Сибири, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. Всё это случилось благодаря тому, что в первом за Уралом Новосибирском институте группового анализа принят шаттловый (или челночный, блочный) способ обучения будущих группаналитиков.
Шаттловый анализ зародился совсем недавно, в 1990-х, когда в восточноевропейских странах появился спрос на психоаналитическое образование, но возможности получить стандартное психоаналитическое образование в этих странах не было. Как и традиционное психоаналитическое обучение, шаттловый анализ включает самопознание (т. е. обучающий анализ), изучение теории и супервизии. Разница лишь в том, что обучающий анализ анализант проходит не непрерывно в течение многих лет (например, практикуется в странах, имеющих собственные обучающие институты), а временными блоками (модулями или шаттлами), периодически приезжая в обучающий институт. На пятидневных блоках три раза в год мы собираемся в Новосибирске, а между блоками собираемся онлайн своими группами менее интенсивно, но строго регулярно. Некоторые рассматривают шаттловый анализ как усеченный, неполноценный вариант традиционного психоаналитического обучения и считают его явлением временным. Мол, когда появится достаточное количество обучающих аналитиков и институтов, необходимость в нем отпадет. На мой взгляд, это не правда. У шаттлового метода есть очень сильные преимущества.
Главное из них то, что шаттл — это своего рода погружение. А погружение давно признанно одним из самых эффективных методов обучения. Высокая интенсивность анализа (анализ проводится в течение нескольких дней, по две сессии в день) способствуют повышению эффективности процесса самопознания. Во время шаттла проблема понимания друг друга прорабатывается гораздо шире. Всё не высказанное на группе не откладывается на неделю, а прорабатывается в этот же день или на следующий. Группа проживает очень насыщенную жизнь за 5 дней шаттла. Внутри каждой группы успевают проявиться связи между участниками и выработатьс свой собственный язык коммуникации. Больше спонтанности появляется в коммуникации, больше неосознаваемого всплывает на поверхность. Ты просто не можешь запланировать, о чем ты будешь говорить все 5 дней. В то время как собираясь на 1,5 часовую еженедельную встречу это вполне вероятно. Межмодульные онлайн-встречи ложатся на это уже более глубокое понимание внутригрупповых процессов, закрепляют его, стабилизируют и обогащают знаниями из теории. И так до следующего погружения, цикл за циклом уходя в глубь бессознательного. Важный нюанс: группы на модуле – это не просто группы самопознания, они обучающие.
Участникам необходимо овладеть практическим, прикладным навыком группового анализа. На блоке мы можем поучаствовать в процессе на малой группе, затем обсудить его в большой группе и на супервизии, а также изучить и обсудить на вебинаре теорию. То есть создается возможность не только окунуться в процессы на практике, но и изучить его с опытным аналитиком со всех сторон. Для формирования реально работающего группового психоаналитика такие погружения необходимы. Они позволяют сформироваться навыку видеть за простым сообщением, словами, историями гораздо больше, чем произнес человек. А также дают возможность проверить теорию на практике и сверить свои ощущения и догадки со знанием опытного аналитика. Второе преимущество состоит в том, шаттл дает время и психологическое пространство для себя. Участники оставляют свою работу на время модуля, часто приезжают из другого города, абстрагируясь от домашних забот. После насыщенного дня на модуле внутренние психологические процессы продолжаются, и важно иметь возможность позволить себе остаться погруженным внутрь себя, обдумать всё произошедшее в спокойной обстановке, помолчать, погулять или просто лечь спать. На шаттле групповые процессы проживаются изнутри и исследуются извне одновременно. Это увлекательный, но в тоже время очень сложный интеллектуальный процесс, который требует больших затрат психологических сил и вовлеченности. В противоположность шаттловому методу на равномерно растянутых по году еженедельных 1,5 часовых встречах слишком мало времени, чтобы вырвавшись из ежедневной суеты успешно настроиться на работу и погрузиться во внутригрупповую динамику. Нет возможности нырнуть глубже. Каждый шаттл - это интенсивная работа, и одновременно с этим отдых от будней. Как приятно потом вернуться домой, к родным и работе. И последнее преимущество - это удобство психологического пространства. Место и условия для обучения влияют на состояние человека, его настроение и работоспособность. Возможно, в других институтах организовано по-другому, но на модулях НИГрА царит комфортная обстановка в месте проведения и в коллективе. Это заслуга Ольги Пряхиной. Она выбрала прекрасное место, и пока каждый модуль проходит именно там. В распоряжении участников просторная удобная кухня, современный и чистый интерьер, удобные кресла. Участники самостоятельно выбирают себе места на группе, можно подложить подушечки, сидеть с ногами, приносить с собой свои тапочки и что-то, чтоб укутаться. Больше комфорта способствует самораскрытию. За 5 дней ты как будто обживаешь в новом доме, а не приходишь в гости раз в неделю. Лев Савиных и Ольга Пряхина используют методы, которые обеспечивают участие каждого, стимулируют общение и проговаривание своих точек зрения и чувств всеми участниками групп. Они помогают участникам осмыслить и увидеть проблемы с разных сторон, делятся опытом и дают поддержку.
Уровень коммуникации и разнообразие участников помогают восполнить недостаток понимания и принятия в реальной жизни. А ответная реакция на истории других участников позволяет расширить границы своих реакции, тренировать ассертивность, толерантность и развивать эмпатию. Минусы шаттлового метода: большая психологическая нагрузка, необходимость подстраиваться на работе и в семье, дополнительные расходы на проезд и проживание для иногородних. В завершении хочется сказать, что еженедельные встречи хороши как инструмент самопознания. А книги по теории психоанализа позволяют изучить эту профессиональную сферу. Но чтобы сформировать навык группаналитического видения нужны такие шаттловые погружения. Мне кажется, этот метод впоследствии облегчает человеку переход от обучения к самообучению, так как он обеспечивает всё возрастающую уверенность в своих силах и привычку изучать теорию в своем темпе. Но как и любой другой, шаттловый метод будет эффективным только при наличии у учащегося стремления к познанию предмета. Всем успехов в преодолении собственных барьеров.
Оксана Шилова.